Изучение субъекта образовательной деятельности
как основа индивидуально-персонифицированной модели
повышения квалификации педагогов ДОО
А. А. Чеменева
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем индивидуализации и персонификации в дополнительном профессиональном образовании педагогов. В контексте реализации требований Федерального государственного стандарта педагога и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рассматриваются вопросы проектирования индивидуально-персонифицированной модели дополнительного профессионального образования педагогов дошкольных образовательных организаций. Автором статьи проведен анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам индивидуальности, индивидуализации и персонификации образования. Выделены особенности индивидуализации в образовании, в системе повышения квалификации, раскрыты понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория».
Показаны различные трактовки термина «персонификация образования». Представлен спектр исследований, в которых обозначены специфика реализации персонифицированного подхода в постдипломном образовании, персонифицированная модель дополнительного профессионального образования, принципы персонификации образования. Дана характеристика ряда моделей индивидуализированного и персонифицированного повышения квалификации педагогов. Показаны алгоритм и результаты исследования педагогов, как субъектов постдипломного образования, на предмет наличия необходимых компетенций и компетентностей, выявления профессиональных и личностных дефицитов. Предложена методика исследования субъекта образовательной деятельности с учетом параметров ранее разработанной автором компетентностной модели педагога. Описан опыт кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по обеспечению индивидуализации и персонификации повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций. Акцентировано внимание на индивидуализированных и персонифицированных формах и методах реализации дополнительных профессиональных программ. Обозначены основы будущей модели индивидуально-персонифицированной модели повышения квалификации воспитателей ДОО и последующие шаги ее проектирования.
Научная новизна статьи заключается в том, что впервые предпринята попытка обозначить возможность проектирования индивидуально-персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Практическая значимость статьи обусловлена возможностью использования материалов исследования кафедры в изучении воспитателя дошкольной образовательной организации как субъекта системы повышения квалификации.