Проблема стандартизации
требований профессиональной деятельности
педагога физической культуры
В. Т. Чичикин, Е. Н. Фомичева, А. В. Фомичев
Аннотация
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегические цели и задачи развития российского образования до 2025 года. Предполагается, что российское образование должно выйти на новый качественный уровень, соответствующий социальному запросу.
В этой связи формируются различные социальные направления деятельности, призванные обеспечить процессы модернизации и оптимизации российского образования. Одним из таких направлений является создание документа, определяющего требования к содержанию и реализации профессионального стандарта педагога. В связи с актуальностью данной проблемы было организовано специальное исследование. Выбор в качестве респондентов представителей сферы физической культуры определялся видом деятельности кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
В ходе проводимого исследования использовались: анализ, обобщение и систематизация научно-методической, специальной литературы по проблеме исследования; собеседование с педагогами, методистами отделов, осуществляющих управление в сфере образования; анкетный опрос «Готовность учителя физический культуры к реализации требований профессионального стандарта», методы математической статистики.
Результаты
В результате проведенного анкетирования респондентов было выявлено, что лучшие показатели по уровню сформированности принадлежат направлению «Обучающая деятельность»: 83 % респондентов реализуют (владеют) в полной или большей мере. По направлению «Воспитательная деятельность» у 27 % респондентов сформирована готовность к реализации требований профессионального стандарта в полной мере и у 50 % – в большей мере. Профессиональные компетенции участников анкетирования по направлению «Развивающая деятельность» имеют незначительные показатели проявления. Только 19 % респондентов владеют структурными единицами трудовых функций в полной мере и 49 % – в большей мере.
Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточном уровне сформированности готовности к реализации требований профессионального стандарта по всем направлениям и ориентируют на поиск путей и способов повышения меры готовности педагогов.
Научная новизна исследования заключается в апробации разработанного организационно-содержательного обеспечения в связи с формированием профессиональных компетенций педагога в контексте требований профессионального стандарта; выявлены данные о возможностях реализации требований профессионального стандарта педагогами физической культуры.
Практическая значимость исследования состоит в моделировании образовательных программ для дальнейшего использования в образовательном процессе по физической культуре.