Ценностно-смысловое самоопределение педагога
в профессиональном развитии
в условиях дополнительного профессионального образования
В. В. Николина, О. Е. Фефелова
Аннотация. В статье раскрываются проблемы теоретического обоснования ценностно-смыслового самоопределения в профессиональном развитии педагога в условиях дополнительного образования взрослых. Актуальность исследования определяется тем, что оно выполняется в контексте инновационных изменений дополнительного профессионального образования в условиях становления в России постиндустриального общества. В этой связи каждому педагогу необходимо определиться в новых ценностных смыслах развития общества и образования.
В статье на обширном многоаспектном теоретико-методологическом материале осуществляется анализ философских, психолого-педагогических работ по проблеме ценностно-смыслового самоопределения педагога в его профессиональной деятельности в изменившихся социально-экономических условиях и модернизации образования.
Отмечается, что в основу выполненного исследования положены методологические основания антропологического, аксиологического, гуманистического, деятельностного подходов. В статье подчеркивается «ценностная природа» ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности, обусловленная педагогическими ценностями, имеющими социокультурную, гуманистическую основу, определяющими, регламентирующими, ориентирующими, мотивирующими его профессиональное развитие. Раскрывается сущность ценностно-смыслового развития педагога, выявляются педагогические условия осуществления ценностно-смыслового самоопределения в процессе повышения квалификации педагогов. На основе совокупности методов исследования раскрывается эффективность разработанных педагогических условий их успешного ценностно-смыслового самоопределения, включающих: аксиологическое наполнение содержания программы курсов повышения квалификации новыми профессиональными ценностями и выявление их соотношения с традиционными в контексте деятельностного содержания; построения содержания образовательного процесса в условиях дополнительного образования взрослых в форме системы дидактических задач, наполненных ценностным и практическим смыслом; создание ситуаций ценностно-смыслового переосмысления ценностных ориентаций педагогов в контексте динамических изменений общества; использование образовательных технологий развивающего типа, включающих педагогов в событийные, деятельностные, диалогические, интерактивные ситуации, обеспечивающие личностную включенность всех субъектов в образовательный процесс на основе диалогического взаимодействия и рефлексивной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективного потенциала педагогических условий ценностно-смыслового самоопределения педагога, обеспечивающее его профессиональное развитие в условиях дополнительного образования взрослых. Сформулированы результаты, раскрывающие влияние ценностно-смыслового самоопределения педагога в ценностных ориентациях современного общества на формирование его нового профессионализма.