Непрывное развитие ИКТ-компетентности педагогов
через формальное и неформальное повышение квалификации
Т. И. Канянина, В. Б. Клепиков, Е. П. Круподерова, С. Ю. Степанова
Аннотация
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [4] поставлена задача формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов. К важнейшей составляющей такого развития относится непрерывное совершенствование ИКТ-компетентности педагогов.
Целью исследования является обоснование модели непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов через формальное и неформальное повышение квалификации в области ИКТ.
В работе предложена модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагогов путем формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Обоснованы компоненты индивидуальных образовательных маршрутов, их содержание для формирования общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности. Даны практические рекомендации для организации формального повышения квалификации на базе соответствующих учреждений повышения квалификации, построения системы тьюторского сопровождения, использования потенциала сетевых педагогических сообществ.
В исследовании использованы следующие материалы и методы:
– теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, научных статей и публикаций по рассматриваемой проблеме;
– изучение и обобщение отечественных и зарубежных проектов по формированию ИКТ-компетентности педагогов;
– применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования.
Выполнено сопоставление требований к ИКТ-компетентности обучающихся и учителей, закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и профессиональном стандарте педагога. Проведен анализ существующих инструментариев по оценке ИКТ-компетентности педагогов. На его основе предложен собственный подход к диагностике владения ИКТ педагогами. Результаты диагностики позволяют построить индивидуальные образовательные маршруты развития ИКТ-компетентности педагогов. Обосновано включение в индивидуальные образовательные маршруты педагогов освоения сетевых сервисов (Веб 2.0). Необходимость использования данных сервисов в образовательном процессе обсуждается как отечественными, так и зарубежными учеными.
Предложена модель непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога через формальное и неформальное повышение квалификации. Модель включает курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, систему тьюторского сопровождения на базе образовательных организаций, организацию поддержки в рамках сетевых педагогических сообществ. Особое внимание уделено методическому сопровождению развития ИКТ-компетентности педагогов в рамках школьных информационно-образовательных сред.