Антропологическое самоопределение взрослого обучающегося
Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова
Аннотация. Статья посвящена проблеме концептуально-теоретического обоснования современного институционального оформления образования взрослых в условиях все большей дивергенции между сложившимися институтами дополнительного профессионального образования педагогов и стремительными тенденциями развития технических, технологических достижений в институтах экономики, бизнеса и общества в целом.
Наше исследование проблемы антропологического самоопределения носит инновационно-поисковый характер, осмысляется через обширный, многоаспектный методологический анализ фундаментальных философско-педагогических исследований, работ в области философии и теории непрерывного образования вообще и образования взрослых в частности. Эта теоретико-методологическая работа определила цель организации и проведения исследования нового формата самоопределения взрослого обучающегося – антропологического самоопределения обучающегося взрослого в системе дополнительного профессионального образования, состоящую в разработке универсального формата профессионального саморазвития педагогов через обретение новой субъектности и авторства собственных осмысленных действий.
В ходе специально организованного проектного эксперимента использовался пакет методик: метод квалификационного и дисперсионного анализа, метод экспертных оценок и включенного наблюдения в ходе сюжетной ситуации, стратифицированный отбор и т. д., максимально приближенных к условиям реального сетевого проектирования и формирования нового типа поведения педагогов, а также условиям обучения взрослых.
Полученные в ходе проектного эксперимента результаты позволяют утверждать, что эффективным условием и механизмом формирования антропологического самоопределения обучающегося взрослого является фактор использования новых форматов организации профессиональной деятельности (деятельностное содержание, сюжетно-рефлексивные и событийно-деятельностные технологии синтезирующего типа).
Научная ценность данной статьи определяется выдвижением гипотезы об условиях и механизмах формирования антропологического самоопределения обучающихся взрослых в образовательной парадигме постиндустриального общества и подборе диагностического инструментария, приближенного к параметрам реального сетевого проектирования и формирования нового типа поведения педагогов.
Практическая значимость результатов представленного в статье исследования выражается в разработке нового инструментария выращивания новых профессионалов системы образования в условиях дополнительного профессионального образования.